Вопросы, которые мне задают… 3. Над чем вы сейчас работаете?
Сегодня – пересменка. Я только что закончил большую статью о творчестве Светланы Алексиевич (о ее пятикнижии «Голоса Утопии») – это мои впечатления и мысли. Почувствовал в себе немалую тягу к работе критика, даже пожалел (чуть-чуть), что не стал профессиональным литературоведом. Эта статья потребовала от меня больше месяца трудов, ведь нужно было тщательно перечесть все эти книги, о которых я писал. Еще бы я хотел написать о Солженицыне: это не просто очень большой писатель, но и мыслитель, и философ, и борец. Человек особенной судьбы и особенного характера. Но это огромный труд: предварительно нужно все перечитать, освежить в памяти, а кое-что я просто не читал раньше. Пока не могу позволить себе такую роскошь. Может быть через полгода-год-полтора.
Некоторое время назад у меня возникало желание написать о Достоевском: с одной стороны, велик, с другой, мне многое в нем, в его творчестве не нравится. Но я запретил себе думать о Достоевском. Это огромная работа, а у меня не так уж много времени. О Достоевском и так написано немало. Кстати, у Достоевского и Солженицына немало общего. Но скорее всего – не в этой жизни.
А пока я должен заниматься чисто практическими вещами. Издавать законченный роман «Инвестком». У меня так все время получается, что не удается опубликовать сразу по завершении и через несколько лет я редактирую заново. Так происходило с романом «Распад», теперь с «Инвесткомом» (повторную редакцию я завершил).
На первый взгляд это роман о риэлторах и о большой риэлторской фирме, действующей на грани, а часто и за гранью криминала. Но это только на первый взгляд, потому что, как размышляет главный герой романа Игорь Полтавский: «вся Россия – «Инвестком». Как я обозначил в аннотации: «Инвестком» - это эпический роман о времени и людях, о новой России и становлении российского капитализма, о всевластии денег, о выживании и приспособлении к рынку, о дегуманизации и глубоком кризисе общества».
Одновременно с «Инвестком» я практически завершил и другой очень большой и по объему, и по важности для меня роман из этого же цикла «Финансист», о России на переломе, действие которого происходит в 1992-1994 годах. Но, хотя роман практически закончен, мне потребуется еще несколько месяцев работы: сделать кучу сносок, закончить редактирование, согласовать все линии с «Инвесткомом».
После этого хочу написать то ли повесть, то ли роман «Над вечным покоем» - роман-прощание, роман-размышление о судьбе, о роде, о предках, о том, что нам не дано угадать будущее. Пока я предварительно закончил только одну главу и отложил: кое-что нужно узнать, кое-куда съездить, пока не было ни времени, ни возможности. Вот когда я закончу этот роман или повесть, тогда смогу писать о Солженицине, а может начну другой роман. Вы будете смеяться: о Ленине. Пока я знаю только, что нужно его создавать немного в стиле Войновича.