• Эксперимент
  • Идентичность
  • Судьба
  • Распад
  • Инвестком
  • Четырехугольник
  • Финансист
  • Финансист II-III

Блог Леонида Подольского

  • Выступление Леонида Подольского на презентации альманаха «Истоки» 28 сентября 2024 года.Выступление Леонида Подольского на презентации альманаха «Истоки» 28 сентября 2024 года.
    Все мы не только писатели, но и читатели. По каким критериям мы выбираем книги для чтения? Не знаю, как другие, а я ориентируюсь на наиболее известные премии «Большая книга» и «Ясная поляна». Дело даже не в денежной части премии, но они открывают путь к, увы, все более немногочисленному читателю.

  • ""Зимняя дорога"- трагическая история (рецензия на роман "Зимняя дорога" Леонида Юзефовича)"
    Роман Леонида Юзефовича «Зимняя дорога», в отличие от «Филэллина»,  произведение историческое и документальное, он  написан со всей возможной тщательностью, это многолетний труд, добросовестный и скрупулезный. В нем речь идет о зимнем походе «Сибирской дружины» в Якутию для оказания помощи якутским повстанцам, поднявшимся против Советской власти. События в основном разворачиваются после окончания Гражданской войны, в 1922-23 годах...

  •  ""Филэллин"- неисторический роман на историческую тему" (рецензия на роман "Филэллин" Леонида Юзефовича)
    История Греции и греческого народа от античных времен и до последнего времени дает неисчерпаемый материал для историков и романистов. Взять хоть ХХ век: Малоазийская катастрофа – трагическое завершение трех тысячелетней истории расселения греков в Малой  Азии, геноцид греческого населения, начатый младотурками в годы Первой мировой войны и завершенный кемалистами после поражения греческой армии в Малоазийском походе, изгнание нескольких миллионов ионических и понтийских греков из их тысячелетних колоний, трагический этнический обмен (выселение нескольких сот тысяч мусульман и их «обмен» с греческим населением Малой Азии), жестокая история греков в СССР (депортации из Крыма и Кавказа в Среднюю Азию; греческая операция НКВД), здесь есть где разгуляться перу романиста. Но и XIX век, борьба за независимость в 20-е годы, греческая революция – история массовых убийств, погромов, встречной резни, но и многочисленных сражений и героизма, и в то же время большой европейской политики и внутри греческих противостояний, борьбы за лидерство – опять-таки огромный, противоречивый, неоднозначный и практически неисчерпаемый материал. Недаром слово «филэллин»...

  • "О России, об эпохе, об истории, о поэзии, о любви..." (о книге стихов и малой прозы "Вдоль позвоночника времени" Зинаиды Варлыгиной)"
    «Вдоль позвоночника времени» – название многообещающее, в нём есть предвкушение и лирики философской, и лирики гражданской, и глубоких размышлений, переживаний, и – в наше расколотое время, – позиции автора. Ибо время – это эпоха, это не только настоящее, но и будущее, и прошлое. Что же, книга не разочаровывает, она предельно искренна и многогранна.

    ... В поэзии Зинаиды Варлыгиной есть сильное гражданское чувство. О нём можно много говорить, но лучше всего скажет она сама. Своими стихами.

  • "Женщины Лазаря": очень женский роман"
    Покупая книгу, я предполагал, что речь идет о Лазаре из Вифании, которого на четвертый день после смерти воскресил Христос, о будущем епископе Китиона. Но оказалось, что отсылка к Библии ложная, что речь идет о Лазаре Линдте, выдающемся физике, одном из отцов советской атомной бомбы. По утверждению Марины Степновой, Лазарь Линдт – гениальный самоучка, который не только институт, но и школу не закончил. Подобно Ломоносову он пешком пришел в Москву из глубинки – Лазарь Линдт родился на Херсонщине, в Малой Сейдеменухе, где в Гражданскую войну свирепствовали и красные, и белые, и множество атаманов самых разных оттенков, так что так и осталось неясно в его биографии, кто убил родителей Линдта и других его родственников.

  • "Эшелон на Самарканд": путешествие в ад"
    Это исключительно, невозможно тяжелое произведение о неимоверных страданиях миллионов людей, о страшном голоде, в конце Гражданской войны поразившем Поволжье (в действительности не только Поволжье, но и Приуралье, и Западную Сибирь, и значительную часть Украины, и Казахстан, огромные территории с населением в 90 миллионов человек, т.е. бóльшую часть охваченной междоусобицей огромной страны), о миллионах смертей, о вымирающих селах, об обезлюдевших городах, о массовой беспризорности и гибели детей. Чтобы спасти детей, их эшелонами отправляли в Среднюю Азию, где был хлеб. Такие эшелоны, это, конечно, капля в море, но все же что-то, потому что ценна каждая жизнь. Вот и в романе речь преимущественно идет об одном таком эшелоне, который неимоверно медленно, в течение много недель, теряя детей, умирающих по дороге, и подбирая новых, тащится через земной ад, через голодную, страшную, вымирающую, потерявшую человеческий облик, страну.

  • "Ф.М.Достоевский: личность и творчество в свете времени"
    В прошлом году в России и за рубежом широко отмечалось 200-летие Ф. М. Достоевского, давно ставшего одним из главных символов великой русской литературы. Как-то мне довелось присутствовать на вечере, посвященном творчеству писателя в Центральном доме ученых. К немалому моему удивлению, пришлось выслушать с десяток бойких и комплиментарных пятиминутных докладов, в каждом из которых непременно использовались эпитеты «великий» и «гениальный», но – ни малейшей попытки действительно глубокого анализа творческого наследия классика. В самом деле, в представлении многих писатель давно превратился в некий непререкаемый символ (в идола?), которым можно только восторгаться, при этом живой, страждущий, противоречивый человек с его сложной судьбой, с его глубокими сомнениями и переживаниями куда-то исчез.

  • "Роман "Мать" Горького: рождение соцреализма"
    Вы будете сильно смеяться: я только что подробно перечитал роман Горького «Мать». На протяжении многих лет мне, и не только мне, он представлялся исключительно агиткой, произведением, написанным по заказу, явлением скорее идеологического порядка, чем литературного.

    «Мать» - очень крепкий роман, в процессе чтения произведение производит весьма сильное впечатление, автору удается повести читателя за собой, подвергнуть внушению.  Требуются немалые интеллектуальные усилия, чтобы мысленно вступить в полемику с пролетарским писателем. Я не стану останавливаться на мелких стилистических неточностях, вместо этого попытаюсь оценить роман по существу. Это идеологический роман, следовательно, придется подойти именно с этой стороны.


  • "Ф.М.Достоевский: человек, мыслитель, писатель. Беглые заметки"
    На мой взгляд, Достоевский значительно сильнее, чем другие писатели, вызывает желание полемизировать, спорить. Будь я профессиональным литературоведом, я, возможно, посвятил бы свое время и творчество именно Достоевскому – это действительно гигантская фигура, - но я ограничусь краткими заметками: многие произведения писателя я читал очень давно, а между тем анализу творчества и взглядов писателя можно посвятить годы.

  • "Семейный портрет на фоне истории (о романе Сергея Шаргунова "1993")"

    1993 год – узловой в новейшей российской истории. Штурм Белого дома, бойня возле телецентра «Останкино», кровавое противостояние, наконец, принятие нынешней Конституции – последние трагические аккорды российской демократической антитоталитарной революции. События огромного масштаба, не нашедшие адекватного отражения в современной российской литературе и по-прежнему противоречиво оцениваемые обществом.


  • "Уроки российской истории: Михаил Зыгарь. "Все свободны (история о том, как в 1996 году в России закончились выборы)"
    М.Зыгарь добросовестно и очень подробно исследовал и описал не только президентские выборы 1996 года, но и общую картину времени и расстановку сил; между тем, это были не рядовые выборы, как это будет позже, а очередной судьбоносный момент в истории новой (новой-старой) России. Чего стоит один подзаголовок: «история о том, как в 1996 году в России закончились выборы». Что называется, не в бровь, а в глаз. Потому что все, что будет происходить позже, это...

  • "Зулейха открывает глаза": запоздалые заметки" (рецензия на роман "Зулейха открывает глаза" Гузели Яхиной)
    Я человек вольный: не пишу по заказу, не получаю за это деньги, читаю, что и когда хочу, не быстро и не очень много (основное время уходит на литературное творчество) – давно собирался, но только с опозданием на 6 лет прочел роман Гузели Яхиной. Моё первое, быстрое впечатление: Гузель Яхина – писатель огромной изобразительной силы (это, видимо, то, что Л. Улицкая называет кинематографичным стилем) и большого таланта. Редкие книги с такой силой захватывают. Тут сразу все: тема геноцида зажиточного крестьянства (я не хочу использовать дурацкое слово «кулак» из советского новояза), трагическая история, национальный колорит и очень яркая, эмоциональная, впечатляющая манера письма. 

  • Замечательная книга: М.Зыгарь Замечательная книга: М.Зыгарь "Империя должна умереть"
    "Перечитал книгу М.Зыгаря «Империя должна умереть». Прочел несколько лет назад: книга настолько интересная, содержательная и умная, что для лучшего усвоения решил прочитать повторно, как-никак это 900 страниц, посвященных узловому и судьбоносному моменту российской истории. Эта книга – о событиях, о людях (подзаголовок книги «История русских революций в лицах. 1900-1917), о закономерностях и о неотвратимом ходе истории. М.Зыгарь очень убедительно показывает, что падение абсолютной монархии в России было неизбежно, что отказ от эволюционных преобразований неизбежно вел к революции и что российское общество, его самые широкие слои, были готовы к смене исторического тренда..."

  • "Чубайс мне друг, но истина дороже!" (о концепции российской истории)"

    Игорь Борисович Чубайс – российский философ и автор оригинальной (и противоречивой!) концепции российской истории, «изобретатель» особого предмета «россиеведение», хотя, видит бог, никак не пойму, чем «россиеведение» отличается от обычного курса российской истории.

    Почему именно концепция И. Чубайса меня заинтересовала? В определенном роде она показательна, как проявление исторического волюнтаризма в силу своей внутренней противоречивости. Плюс к тому некоторое время назад я посещал клуб «Россия» и, при самом благожелательном отношении к И. Чубайсу, никогда не мог с ним согласиться.

    Вот в очень кратком виде концепция российской истории И.  Чубайса.


  • "Феномен пензенского губернатора, коррупция и... лекарства"

    Недавний арест пензенского губернатора вызвал очередной острый всплеск борьбы с коррупцией, которая все больше становится похожей на многоглавую гидру – вместо каждой отрубленной головы вырастают две, а то и три. Я, конечно, не дам голову на отсечение за честность пензенского губернатора, как и любого другого. Но в нем ли в конечно итоге дело? Известная аксиома: чем больше государства, тем больше коррупции. Как известно, пензенский губернатор «прокололся» на госзакупках лекарств.

  • "О правде истории и ее больных вопросах"

    В последние годы не раз и не два приходилось слышать, что мы никому не позволим пересмотреть историю, исказить ее. Следует ли понимать так, что существует некая абсолютная монополия на историческую правду, что историческая наука (как и Государственная Дума) – не место для дискуссий и существует новый непререкаемый «Краткий курс», фиксирующий по всем вопросам единственную и окончательную истину?


  • "Издевательство над историей и здравым смыслом"

    Совершенно понятно, что они хотят видеть на Лубянке Дзержинского, создателя ЧК, одного из лидеров красного террора (только в 1918-1921 годах 1,5 миллиона расстрелянных), они – плоть от плоти. Тут все ясно. Но зачем же власти такая альтернатива? В прошлой статье я написал, что никак не могу соединить Ротенберга и Дерипаску с Лениным (и с Дзержинским). Все-таки, как-никак, классовые враги. Или, уже можно соединять? История и люди все стерпят? Возможен такой винегрет?


  • "Светлана Алексиевич: другая правда, другая литература"

    Награждение Светланы Алексиевич Нобелевской премией по литературе в 2015 году прошло на удивление незаметно. И российская власть, несмотря на амбициозную программу «Русского мира», и белорусская, а вслед за ними и многочисленные литераторы-государственники (так называемые «патриоты») и, что более печально, немалая часть писателей-демократов (в основном бывших) постарались по возможности проигнорировать это событие. Это только на первый взгляд могло показаться неожиданным: у писательницы, имеющей четкую позицию, в особенности позицию политическую, хотя Светлана Алексиевич пишет не о политике, а о судьбах людей, о нашей с вами жизни...


  • Вопросы, которые мне задают…  3. Над чем вы сейчас работаете?Вопросы, которые мне задают… 3. Над чем вы сейчас работаете?

    Сегодня – пересменка. Я только что закончил большую статью о творчестве Светланы Алексиевич (о ее пятикнижии «Голоса Утопии») – это мои впечатления и мысли. Почувствовал в себе немалую тягу к работе критика, даже пожалел (чуть-чуть), что не  стал профессиональным литературоведом.


  • Вопросы, которые мне задают... 2.В Советском Союзе существовал...Вопросы, которые мне задают... 2.В Советском Союзе существовал...

    Советский Союз был тоталитарной страной. Союз писателей был создан по решению партии для контроля за писателями. Литературе в СССР придавалось особое значение, ведь в то время не существовало интернета.


  • Вопросы, которые мне задают… 1. О чем Вы пишете?Вопросы, которые мне задают… 1. О чем Вы пишете?

    Это очень трудный вопрос. Наверное, самый трудный. Потому что любой ответ не будет звучать убедительно и полно.


  • "Дмитрий Быков–Михаил Булгаков–Пастернак–Сталин–Солженицын. Мысли вдогонку"

    Читаю 2х-томник Дм. Быкова «100 лекций о русской литературе ХХ века». Читаю с удовольствием – это, конечно,  не энциклопедия, не развернутая антология, но с каким знанием, с каким гурманством (иных авторов и иные книги Дм. Быков просто смакует) этот двухтомник написан.


  • "Чисто российская история"- Подольский Л.Г.

    Прошедшим летом я ездил на экскурсию в Давидову пустынь, которой недавно (в 2015 году) исполнилось 500 лет. Должен признаться, я был изумлен: это целый монастырский комплекс рядом с городом Чеховым, состоящий из нескольких храмов – и все в совершенно идеальном состоянии, все выкрашено, выбелено, позолочено, все блестит.


  • Российская медицина: неглубокие заметки. Вчера, сегодня… в будущем?Российская медицина: неглубокие заметки. Вчера, сегодня… в будущем?

    В далекое советское время я работал научным сотрудником и врачом, в переходное время был председателем двух больших медицинских кооперативов, а в последние годы стал пациентом.


  • Захар Прилепин- между художественной правдой и ложной идеейЗахар Прилепин- между художественной правдой и ложной идеей

    В 2014 году Захар Прилепин стал лауреатом премии «Большая книга» за роман «Обитель». Не могу не присоединиться к жюри: блестящий роман и исключительно талантливый. Впрочем, сомнений не было и раньше: Захар Прилепин – талантливый бытописатель. Его изображению поддаются сложнейшие, труднейшие для писательской кисти эпизоды.


  • По другую сторону литературыПо другую сторону литературы

    Литература для меня – это история и философия, воплощенные в художественную форму, это – правдивое зеркало, в котором отражаются время и наша стремительно текущая жизнь.


  • «Россия и Украина в зеркале украинского кризиса, или Перед лицом будущего (Записки дилетанта)»«Россия и Украина в зеркале украинского кризиса, или Перед лицом будущего (Записки дилетанта)»

    В чем сходство между Болотной площадью и киевским Майданом? Можно, наверное, найти много общего и некоторые отличия, в том числе в социальном, культурном или языковом плане. Но есть одно несомненное общее качество: и тех и других люто ненавидели в Кремле. И там и там тревожное воображение рисовало невидимую руку Госдепа.


  • "Россия в поисках выхода. 2012"
    Отгремели парламентские и президентские выборы, митинги на Болотной, на площади Сахарова и на Поклонной горе. Пора подводить предварительные итоги. Предварительные, потому что ничего не закончилось. Россия не та, что была до 4 декабря, но и не новая; она снова замерла между прошлым и будущим у очередной развилки – или в очередном тупике?