Непросто это – ставить диагноз не отдельному человеку, а целому государству или исторической эпохе. Но если за дело берётся профессиональный врач, к тому же – писатель, то, может быть, и получится прояснить картину – хотя бы частично. Новый роман Леонида Подольского «Финансист», входящий в его цикл «Идеалист» – попытка осмысления того, что происходило с Россией и с россиянами на переломе эпох – с конца восьмидесятых до начала девяностых. Это честный, ясный, прожитый текст. Неудивительно, ведь главный герой книги – Игорь Полтавский – по сути, одно лицо с автором, замена имени настолько прозрачна, что не оставляет сомнений. Да и сам автор не отрицает того, что пишет про свою жизнь, про свои взлёты и падения, страхи и надежды, достижения и провалы.
При этом «Финансист» – это и не новомодный автофикшн, и не документальная проза в чистом виде. Скорее жанровую особенность романа можно определить как рецензию автора на историческую пьесу, разыгрывавшуюся на политической и экономической арене молодой постсоветской России актёрами-самоучками. При этом сам автор начисто лишён самовлюблённости и снобизма – себя он тоже относит к дилетантам, несмотря на краткосрочные успехи, которых достиг сперва в кооперативном бизнесе, а затем и в финансовой сфере. Время было такое – никто не знал, как и что делать – и все пытались делать хоть что-то, чтобы заработать, удержаться на плаву, когда вокруг всё рушилось в апокалиптических масштабах. Недаром несколько раз в финале романа звучит фраза «Повезло, что остался жив». Действительно, повезло – в каких только передрягах Игорь-Леонид не побывал! И рэкет к нему наведывался, и похищали бандиты два раза, и грабили, и мошенники на деньги кидали... В девяностые люди гибли десятками, сотнями, тысячами не только за металл, но и за нефть, и за недвижимость, и за бумажки. Кого-то убивали, кто-то сам уходил из жизни, отчаявшись найти выход, как после крушения МММ и остальных финансовых пирамид. Так что и просто выжить – большая удача, а иметь возможность и способность рассказать о прожитом и пережитом – удача вдвойне.
Интересна концепция построения романа – с одной стороны, это хронологическое изложение происходивших событий: создание первых кредитных и биржевых контор, первых коммерческих банков и частного бизнеса в целом, распад СССР, кризис 1993 года с расстрелом Белого дома, борьба за власть в высших её эшелонах, приватизация, активное развитие бандитских и коррупционных структур, крах науки, массовое обнищание населения, и в неразрывном сплетении с ними – судьба человека, который раньше работал врачом, успел попробовать свои силы в кооперативном деле и в политике, а теперь решил освоить финансовую сферу. С нуля. На свой страх и риск. Не зная броду. И, конечно, с закономерными последствиями...
С другой стороны – книга разделена на три части, каждая из которых имеет свои жанровые особенности. Первая часть – постиндустриальный производственный роман, в котором весь жизненный цикл кредитной конторы «Полтавский» прослеживается от возникновения идеи о создании и до фактического банкротства. Конечно, это ни в коем случае не пособие для начинающих бизнесменов, главный интерес здесь представляет постепенное изменение взглядов главного героя на экономику, на рынок в том виде, в котором он формировался в 90-е. По сути, это – главная часть книги, именно в ней Игорь Полтавский постепенно превращается из идеалиста в реалиста. Вторая часть – своеобразная тревел-повесть, не дорожные заметки в чистом виде, а философские размышления и разговоры на фоне поездки по Израилю. Эта часть – наиболее полифонична, поскольку в ней звучат голоса самых разных собеседников главного героя, озвучиваются взгляды историков, математиков, философов на историю СССР и существовавшие для него исторические перспективы. Третья часть начинается как детектив – возвращение главного героя в Россию ознаменовывается его похищением, что повышает темп повествования, но далее действие вновь становится более размеренным, в итоге выходя к послесловию как к подведению итогов. Итогов этого безбашенного, бесконтрольного периода, итогов окончания очередного этапа личной истории, после которого главный герой (и, как мы понимаем, автор) в финансовую сферу больше не вернётся.
...Время распада Советского Союза и формирования новой формы (или, по версии Леонида Подольского и собеседников героя его романа – возврата к форме старой) государственности в России, а заодно – и новой формы экономики, ещё не так далеко от нас, даже я, рождённая в середине 1980-х, неплохо его помню. Это то, что можно назвать неостывшим прошлым, неотболевшей раной, поскольку многие современные процессы и явления в экономике и общественной жизни являются следствием происходившего в тот период. Пожалуй, главная ценность романа «Финансист» заключается в том, что он даёт информацию, пищу для размышлений о том, какое влияние оказали девяностые – на нулевые, десятые, двадцатые и далее, и далее. История – процесс не дискретный, она неразрывна, поэтому всегда одно вытекает из другого, а способность понимать причинно-следственные связи даёт возможность снизить неопределённость ожидаемого будущего.
«Финансист» – это не только история конкретного человека, это ещё и отличное пособие по истории ранних девяностых для тех, кто тогда был поглощён борьбой за выживание и не мог или не хотел разбираться в хитросплетениях борьбы между олигархами, политиками и разного рода мошенниками. А ещё – возможность приоткрыть завесу, скрывающую это время, для тех, кто тогда был слишком мал, чтобы понимать происходящее – или родился уже после описываемых в романе событий. Художественный текст снабжён полной и подробной справочной информацией. Порой настолько подробной, что сноска занимает больше места на странице, чем основной текст! Но это даёт возможность, не напрягая память и не прибегая к сторонним источникам, понимать, о каких людях и событиях идёт речь. Много внимания уделяется и межэтническим отношениям – как в советской, так и в постсоветской, и даже в царской России. Многонациональность нашей страны делает этот вопрос неотделимым от всех исторических процессов и перманентно актуальным, поэтому неудивительно, что он так волнует автора.
Подытожу: роман «Финансист» можно порекомендовать к прочтению всем, кто хочет попытаться понять прошлое нашей страны и попытаться заглянуть в будущее, спрогнозировать его хотя бы в каких-то пределах. Это непростое чтение – несмотря на лёгкость языка и стройность повествования – потому что оно заставляет задуматься. Но ведь думать необходимо, правда?