Новый художественный метод мог стоить его создателю жизни

Леонид Подольский ждет вопросов от собравшихся, а ведущая Ольга Харламова открывает вечер. Фото Алисы Орловой-Вязовской

В малом зале ЦДЛ прошло очередное заседание клуба «Содружество» – молодого да раннего объединения авторов и примкнувших к ним заботливых культуртрегеров. Если до этого представлялись рядовые «клубисты», то теперь было представлено творчество руководителя клуба Леонида Подольского.
Леонид – прозаик большого гражданского накала. Первый его роман был написан еще во времена Советского Союза, во время перестройки. «Распад» повествовал о зарождении кооперативного движения, о первых альтернативных выборах, о прочих прелестях только вылупившейся из коммунистического яйца демократии. Собравшиеся узнали, что первая редакция романа была закончена уже в 1989 году, однако в то время, что называется, не прозвучала в полную силу. «Я вынужден был на время уйти из литературы, – объяснил Леонид Подольский. – Пришлось окунуться в самую ткань своего романа изнутри, вплавляясь в текст непосредственно со стороны его героев».
Автор рассказал о сути своего метода, названного им «суперреализм»: «Главного героя всегда пишу с себя! Но при этом герой как бы смотрится в волшебное зеркало, и при этом его судьба и характер начинают претерпевать различные метаморфозы». Чтобы раскрыть плюсы подобного литературного метода, Леонид и в реальной жизни успел побыть кооператором, политиком и «портфельным» инвестором. Названия других задуманных им романов соответствующие: «Политик», «Кооператор», «Финансист», «Риэлтор», «Инвестком»; правда, на сегодняшний день из этой эпической серии закончен только последний «Инвестком» и вчерне написан «Финансист».
Суперреализм – довольно-таки непростое занятие. «Меня могли не раз убить или посадить по надуманным обвинениям. Два раза меня похищали, требуя выкуп», – рассказал Леонид о своей нелегкой жизни во время становления и утверждения своего метода.
Об отдельных аспектах анонсируемого течения в литературе поведал в своем выступлении критик Лев Аннинский. Он отметил, что, к большому сожалению, в настоящее время широкому читателю более или менее известен лишь роман Подольского «Эксперимент», опубликованный в журнале «Москва». «А вот когда Леонид опубликует все свои романы, это будет заметное событие! – заключил критик. – Ведь если вчитаться в эти тексты, то возникает непростая ситуация со сшибанием венценосных голов, с уничтожением заботливо выстроенных репутаций. Возникает ощущение глубокой озадаченности».
В разговоре приняли участие литераторы Ольга Харламова (ведущая вечера), Лидия Рыбакова, Эльмара Фаустова, Дмитрий Силкан. Они развивали тему, уже обозначенную Львом Аннинским: личная моральная ответственность, отсутствие положительного героя как такового в этом плавильном котле внутренней деградации, подогреваемом нещадным огнем алчности».
Следует отметить, что описываемые в представляемых романах мрачные реалии организаторы вечера довольно удачно оттеняли выступлениями служителей муз. Так, Геннадий Абрамов, лауреат международных конкурсов актерского мастерства, эмоционально зачитывал отрывки из романов Подольского: бил себя в грудь, срывался на крик, выбивая скупую слезу сопереживания у зрителей.
Для закрепления компенсационного эффекта, достигаемого через эманации эстетического и возвышенного, перед собравшимися выступили вокальный коллектив «Гармония», певица Людмила Булатова и пианистка Инна Малафеева. И лишь чарующие звуки рояля смогли хоть немного отвлечь собравшихся от тяжелых раздумий об окружающей действительности, которые вызываются обличительным пером Подольского.