Творческий центр «Содружество» создан менее года назад, но уже известен оригинальными проектами по продвижению творчества поэтов и прозаиков. Успешно организуются участие авторов во Всероссийских и Международных книжных ярмарках, поездки делегаций литераторов за рубеж, проведение творческих вечеров.

Последнее мероприятие Центра: вечер прозаика Леонида Подольского, состоявшийся в Малом зале Центрального Дома литераторов. Автор представлял сразу несколько своих романов, как известных широкому читателю, так и ещё неизданных. Один из них, «Эксперимент», был в 2011 году опубликован в журнале «Москва», а затем вышел отдельным изданием. Но на презентации прозаической серии Леонид Подольский начал рассказ о своём творчестве с романа «Распад». Работа над ним была в основном завершена к исходу 1989 года. Но в тот момент роман не был опубликован – автор увлёкся политикой: участвовал в выборах в Государственную Думу и в Мосгордуму,принимал участие в создании партии конституционных демократов,а затем Демократической,позднее был директором финансовой компании. Дважды его похищали бандиты, но он счастливо остался жив. Но это уже другая история. В «Распаде» же Леонид Подольский сводил счёты с советским прошлым. Это сатирический, исторический и отчасти даже философский роман, по словам автора. «Роман слегка биографичен», – рассказал Подольский. – «По крайней мере работу в Институте сердца я описывал не понаслышке. Но меня интересовали не аритмии, это не был производственный роман, меня интересовало глобальное: как возникают лжетеории. От медицины, от патофизиологии я пытался перебрасывать мостки к главной лжетеории того времени – коммунистической. В то время очень многие из нас и я в том числе, были чрезвычайно наивны. Мы думали, что стоит только разрушить тоталитаризм и тут же наступит счастливое будущее. В романе «Распад» я оказался одновременно пророком и слепцом: тоталитаризм рухнул, но вовсе не так как мне это виделось и мечталось». Почти через четверть века после завершения, роман, по словам автора, наконец-то готов к публикации.
Путь Леонида Подольского в литературу не был лёгким, как не были безоблачными и его опыты участия в коммерческих и политических проектах. «Страховая компания, созданная бывшими милиционерами, вместо того, чтобы заплатить деньги по типичному страховому случаю, натравила на меня бандитов», – вспоминал Леонид Подольский. – «Я не искал приключений, но жизнь помимо моей воли писала мою «крутую» биографию. Возможно, для того,чтобы подарить мне бесценный исторический материал». И Леонид Подольский решил воспользоваться «милостью» проведения. Он решился запечатлеть «дикую эпоху 90-х и воровских 2000-х» во всей её красе. Так появился замысел романов с изрядной долей документального повествования: «Кооператор», «Политик», «Финансист», «Риэлтор» и позднее «Инвестком». Пародоксальным образом первым Леонид Подольский закончил последний по хронологии роман «Инвестком». Как говорит сам автор: «О России с её фантомными болями, с глубоким кризисом общества, с чудовищным неравенством, несправедливостью и коррупцией. В то же время это роман о риэлторах, о вторичном рынке жилья, о становлении новорусского капитализма».

Подольский также сообщил, что в первом, черновом варианте написал ещё один роман: «Финансист», события в котором в основном происходят в судьбоносном для России 1993 году, но окончательно закончить этот роман рассчитывает года через два-три.

Выступивший на презентации критик Лев Аннинский отметил удачные находки представляемых произведений. Например, крайне точное отображение кризиса общества, где во главу угла была поставлена идея «личного обогащения». Или пронзительно острое выписывание чудовищного социального расслоения и социальной несправедливости, особенно в повести «Лида». Прозвучала мысль, что, в определённом ракурсе, сочинения Подольского представляют собой классический производственный роман – только о представителях новой формации: банкирах, крупных чиновниках… и прочих «новых русских».

Сам Подольский называет свой литературный метод «суперреализмом» и утверждает, что он восходит ещё к «Мёртвым душам» Гоголя. Пресловутого Чичикова вспоминали в тот день довольно часто. Впрочем, в речах других докладчиков (Дмитрия Силкана, Ольги Харламовой, Лидии Рыбаковой,Эльмары Фаустовой) романы Подольского сравнивали и с другими образцами глубокой социальной сатиры. Отмечалось, что одной из главных тем прозы Подольского стала линия «возможности выживания интеллигента в условиях, где нравственность падает до нуля». А также поиск ответов на непростой вопрос: а кто я сам такой – в этой бесконечной жуткой ситуации «шатаний», перманентно существующей в России?

Чтобы несколько снизить накал обсуждения столь непростых проблем, представленные доклады были гармонично разбавлены выступлениями профессиональных артистов. Прозу Подольского декламировал Геннадий Абрамов, лауреат Международных конкурсов артистического мастерства.

Музыкальные номера представили Вокальный коллектив «Гармония»: лауреат фортепианных конкурсов Инна Малофеева и солистка театра-студии имени Прокофьева Людмила Булатова.

Гармония музыки несколько подняла настроение собравшимся, хотя тяжёлый осадок от поставленных «вечных вопросов» в романах Подольского – всё равно остался. Но ведь – можно же задать и такой риторический вопрос: зачем нужна сатира, если она не вскрывает социальных нарывов и не заставляет серьёзно задуматься о реалиях окружающей жизни? Как отметил сам Подольский: «Инвестком» – очень нелицеприятный роман, зато правдивый.

Лана ГАНИНА