Современный книжный рынок России – это необъятное море. Крупные и мелкие издательства, широчайший ассортимент наименований, россыпь известных и новых авторских имен. Даже профессиональные литераторы и записные критики не знают всех течений и всех неоткрытых островов в этом море. А каково читателю? Так трудно выбрать какую из множества книг взять с полки, рассмотреть, перелистать, купить. Это из десятка произведений выбрать недолго, а попробуй из тысяч.


Поэтому  участникам литературного процесса воленс-ноленс приходится думать, чем привлечь внимание читателя. Каким крючком его «зацепить».


Для успешной «ловли» читателя у пишущей братии имеются проверенные временем, беспроигрышные способы: тут и лихо закрученный сюжет, и невероятные приключения, и потрясающие воображение своими необыкновенными способностями и необычайной внешностью герои.


Но есть литература совсем другого рода. Вроде, и истории обыденные – такие мы могли бы наблюдать прямо из окна, если бы только проявили достаточно наблюдательности и внимания. И герои – самые обыкновенные люди, похожие на нас, или наших соседей по лестничной площадке. И время…  - время привычное, наше, прожитое и пережитое,  или другое, но так узнаваемо-похожее на современность! Неназванные города и поселки с родными, хожеными-перехоженными улицами и переулками, в толпе встречных – то и дело встречаются знакомые лица, каждая интонация и жест заговоривших с нами – привычны. Мы видели это вчера или даже сегодня, разве что в жизни не было такой ясности, четкости картин, а внутренние пружины действия не были столь обнажены и понятны.
Автор не просто наблюдает происходящее: он смотрит вглубь. И показывает читателю не только и не столько то, что делается вокруг, но и то, как и почему. Он извлекает смыслы из потока реальности, легко отбрасывая прочь привычные покровы лжи, стирая налет двусмысленности, убирая миражи и морок. Жизнь предстает перед  нами такой, как она есть, без прикрас. В жестком свете понимания, словно выложенная на предметное стекло микроскопа.


Такова книга Леонида Подольского «Эксперимент».
Острая сатира, нигде не переходящая в разбитной стеб, - в романе «Эксперимент» и повести-притче «Потоп». Яркий и точный рисунок пером – скорее шарж на современную действительность, чем ее портрет, но до чего же похоже это изображение, несмотря на всю свою едкость! Хотелось бы сказать: мы не такие, это происходит не с нами, - да не выходит. Невозможно отделаться от мысли, что эти истории списаны с натуры, что мы живем внутри происходящего, а вовсе не наблюдаем со стороны. Это над нами, будто над бессловесными лабораторными кроликами, уже много лет проводят эксперименты, это нам грозит потоп.


 Автором все зафиксировано, взвешено и измерено – другой вопрос, сможем ли мы, читатели, найти путь сопротивления и противодействия. В жизни, не в книге.
Сможем ли найти путь, отличный от того, по которому прошла героиня повести «Лида». Простая, добрая, чистая по своим задаткам женщина, которая теряла позицию за позицией, постепенно сдаваясь напору окружающей подлости и несправедливости – и в конце концов оказалась почти раздавлена ими. Есть ли у нас надежда на лучший исход? Для героини остался последний лучик света, последняя возможность – ее еще не родившийся ребенок. Но сколько же можно надеяться на то, что когда-нибудь, кто-нибудь будет дышать полной грудью – тем более что если мы откажемся от борьбы сейчас, вероятность светлого будущего для наших детей исчезающее мала…
Это понятно; сложнее с тем, за что бороться. Очень точно сформулирована эта мысль в рассказе «Случайная встреча», где герой, встретивший и разговорившийся с давним знакомым, вдруг понимает, что «был в душе за реформаторов, но они-то были не за него». И плачем над потерянным поколением, пережившим и крах коммунизма, и лихие девяностые, но растерявшим по дороге идеалы, звучит его отчаянное: «Мы все запутались, потеряли самое главное… Самое главное… А что это – самое главное?».

Может, это то чистое чувство, что помогает удержаться на плаву герою рассказа «Воспоминание»? Или нежданно и спонтанно проявляющаяся доброта врача, героя рассказа «Старики» -  в действенность которой он и сам не верит? Не знаю.
Я только знаю, что самое темное время – перед рассветом.
И если сейчас появляются такие книги, как «Эксперимент» Леонида Подольского, книги о нашем времени и нас в нем, заставляющие задуматься о том, кто мы и куда идем, - то и для нашего поколения, и для поколения наших детей не всё потеряно.