Леонид Подольский. Распад: роман. – М.: «Вест-Консалтинг», 2019. – 536 с. – 1000 экз.

Леонид Подольский, автор романов «Эксперимент» и «Идентичность» и многих повестей и рассказов, издал свой первый по хронологии, написанный 30 лет назад, роман «Распад». И этот первый блин явно не стал комом. Роман можно охарактеризовать как эпический и историко-философский. Но можно добавить и много других определений: лирический, символический, психологический, сатирический – все эти черты в произведении есть в изобилии. Чувствуется, что автор писал свой роман с удовольствием, ярко и сочно, и это его удовольствие передаётся читателю. В предисловии Подольский пишет, что первоначально собирался дать роману название «Неумолимый бег времени», но в конце 80-х «прозвучало новое, непривычное для нас, советских, слово «распад». «Распадалась идеология, прежние ценности, остатки веры, миф о едином советском народе…» – поясняет писатель и характеризует «Распад»: это в некотором роде роман-предсказание, попытка угадать будущее, но вместе с тем и попытка осмыслить действительность, советскую жизнь, эпоху, как вскоре оказалось, подходившую к концу».
 

По признанию Подольского, дебютный роман дорог ему как «воспоминание о прошлом, о не омрачённых ещё надеждах, о мечтах, откровениях и, увы, о заблуждениях, которых оказалось немало».

События в «Распаде» показаны прежде всего через судьбы людей. Каждая из трёх частей книги раскрывает личность одного из главных героев: профессора Маевской, мечтавшей стать новой Софьей Ковалевской; молодого медика Игоря, осознавшего, что «с наукой он оказался в тупике»; Александра Арменаковича, «тайного диссидента, убеждённого в бессмысленности и порочности системы и всего того, что делает он сам».

К главным героям романа можно отнести и деда Грушина, и идейно противостоящего ему старого большевика Ивана Антоновича. Очень значимы и «герои второй линии», роман густонаселённый и динамичный; взаимодействие множества героев позволяет автору объёмно и правдиво написать портрет общества, который оказывается весьма далёким от официального. Советское общество, по Подольскому, является далеко не однородным и весьма противоречивым. Но не только общество, не менее убедительно автор и передаёт состояние героев, и описывает природу: «Некоторое время Игорь бродил по пустынным ночным улицам. Собаки лениво брехали ему вдогонку. Ночь, тёплая, звёздная, жасминная, покорно брела за ним. Так Игорь дошёл до пруда и остановился на мосту. У самых его ног плескалась в воде луна, убегая вдаль трепещущей дорожкой из серебра, по берегам непроницаемо стояли сосны, и шёл гул, первобытный гул заблудившегося в деревьях ветра. Всё было спокойно, вечно».

Труднее всего в нескольких словах передать, о чём в романе, потому что это произведение многослойное и многотематическое – оно о недавнем прошлом и о нынешнем времени, о науке, о любви и ревности, о поиске истины и справедливости, о правде и лжи, но можно сказать и короче, что оно о России, о её судьбе. 



Источник материала: "Литературная газета", 2019,6-12ноября, №45 (6712), 11стр.