Исполнилось 75 лет Леониду Подольскому, автору романов «Эксперимент», «Идентичность», «Распад», «Инвестком», многих повестей, рассказов и пьес.

 

Путь Подольского в большую литературу не совсем типичен. Он окончил мединститут, работал научным сотрудником, защитил кандидатскую диссертацию, в восьмидесятые годы вчерне написал роман «Распад», изданный почти тридцать лет спустя, несколько повестей и рассказов, которые публиковались в «ЛГ», «Огоньке», журнале «Москва», и на целых 18 лет исчез из литературы. «За эти годы я побывал кооператором, участвовал в демократическом движении, создал финансовую компанию, работал риелтором, создал несколько фирм. Я получил бесценный жизненный опыт. 

Так совпало, что моя судьба и судьба России находились в резонансе. Я много видел, и мне есть о чём писать», – говорит о себе Подольский. И это действительно так: в произведениях Подольского судьбы его героев удивительным образом вписаны в историю страны. Подольский – писатель больших и важных тем, писатель с эпическим взглядом, философ, который не только описывает события, но и даёт им оценку, глубоко ощущает и любит историю. 

 
Леонид Подольский на книжной выставке

 «Среди прозаиков постсоветской волны Леонид Подольский выделяется масштабностью кругозора и смелостью в постановке вопросов, на которые нет быстрых ответов. Что произошло и что происходит с Россией? Почему это с нами происходит? Со всеми нами и с отдельным человеком?

…Это дело почти невозможное: трагический эпос и боль о России сочетаются у Подольского с лёгкостью, почти прозрачностью языка, а ироничный, скорее даже саркастический взгляд – с надеждой…
…Кто-то освоит бездну фактов, в обвале которых мы живём. Кто-то перейдёт эту бездну. Кто-то напишет эпос, где будут осмыслены холодная война и горячий мир рубежа двадцатого и двадцать первого веков. И увидит смысл в нашей судьбе. Не исключено, что это делает Леонид Подольский», – писал Лев Аннинский в 2014 году, ещё до того, как были опубликованы романы «Идентичность», «Распад», «Инвестком».
Подольский действительно пишет эпопею. Роман «Распад» – это не о распаде Союза, его действие заканчивается в 1983 году. Но это и не несколько взаимосвязанных личных историй; это роман о распаде скреп, веры – в коммунизм, социализм, марксистско-ленинскую теорию, о чём Подольский пишет намёком, поскольку роман был начат в первой половине восьмидесятых, наконец, речь в книге о распаде веры в то, что страна идёт по правильному пути. Это живописный и глубокий роман, охватывающий чуть ли не всю советскую историю, но, видимо, именно распад скреп и есть главная идея произведения. В то же время это роман о науке, о научном поиске, о правде и лжи. Наконец, в произведении поднимается национальный вопрос. Здесь он не играет главенствующую роль, данной теме посвящены другие произведения писателя: в первую очередь его роман «Идентичность», о котором Лев Аннинский отозвался так: «Леонид Подольский написал роман эпический, исторический, лирический, романтический, психологический, с видимыми элементами магического реализма, но ещё и… научный… Перед нами – живописное полотно, сотканное, как ковёр, из множества судеб и ярких эпизодов. «Идентичность» – это роман-правда, роман-исповедь, где некогда запретные слова неожиданно обретают магический смысл». Несколько лет спустя Подольский вернулся к этой теме в повести «Эльмира», в которой рассказывается о юношеской любви, но и о депортациях малых народов и о борьбе крымских татар за возвращение в Крым, рассматривается вопрос о том, чем был Советский Союз. И автор, и его герои отвечают однозначно: империей, а все империи, как известно, раньше или позже распадаются.
 
Подольский неоднократно замечает в своих выступлениях и эссе, что тема распада Советского Союза и построения новой России главная в его творчестве. «Для писателей старшего поколения ведущей темой была война, но для меня, для людей моего поколения главным историческим событием стал распад СССР». К этой теме пунктирно писатель обращается в романе «Распад», в повести «Судьба» и в других, но, пожалуй, здесь самое время упомянуть анонсированную писателем серию романов, хронологически совпадающих с его биографией: «Кооператор», «Политик», «Финансист», «Риелтор», «Инвестком». Эти романы о времени перестройки, о девяностых и начале двухтысячных. Из всей серии пока опубликован только последний – «Инвестком». Это мощный роман о середине девяностых и о начале двухтысячных, о риелторах, но не только. Как справедливо отметил в своей рецензии Максим Замшев, «Инвестком» – это Россия в миниатюре». «Инвестком» – это эпический роман о российском капитализме и всевластии денег, о выживании и приспособлении к рынку, о дегуманизации и глубоком кризисе общества, это история нравственных потерь героев.
В одном из своих интервью Подольский говорит, что готовится к печати самый важный для него роман из вышеупомянутой серии «Финансист» – о России на переломе. Действие книги происходит в 1992–1994 годах, когда надолго определилась судьба новой России. Между тем так вышло, что самые драматические события в жизни писателя совпали по времени с важнейшими, переломными событиями в судьбе страны. Так что будем ждать публикации этого романа. А пока пожелаем писателю крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов.